5 февр. 2004 г.

Дуглас Адамс — Ресторан "У конца Вселенной" (3/3)




&  Форд Префект сунул монету в щель телепорта и включил тумблер на скособоченной панели. Монета исчезла.
    — Эта часть системы работает.

&  Изъян транспортных средств в том, что с ними чересчур много возни. На Земле — пока ее еще не принесли в жертву новому гиперпространственному экспресс-маршруту — главная проблема была с автомобилями. Сложности процесса по извлечению больших количеств черного липкого вещества из недр земли, где оно надежно хранилось и никому не мешало, по переработке этого вещества в асфальт, призванный покрывать землю, а также выброс газов в атмосферу и засоренное море — все это заведомо перевешивало пользу от ускоренного передвижения из точки А в точку Б — особенно если по прибытии вы обнаруживали, что точка Б превратилась в точную копию покинутой вами точки А — всюду сплошной асфальт, да запах газа, да полное безрыбье в водоемах.

&  — Поднимите руки и медленно поворачивайтесь. Одно лишнее движение — и я разнесу вас в клочья!
    — Ну почему нам никто никогда не рад?

&  Уже многие годы корабль удалялся от центра Галактики со скоростью, о которой капитан знал лишь одно — она была очень большой. Почти такой же, как скорость этого... на букву "с"... проклятая память... а то и в три раза больше. Время от времени он напряженно вглядывался в сияющую даль, как бы в поисках чего-то. Но так и не находил. Впрочем, это его не беспокоило. Ведь ученые утверждали, что все будет в порядке, — важно только не паниковать и соблюдать дисциплину.

&  Хороший малый, этот Номер Первый. Не шибко умен, конечно, и шнурки у него вечно развязываются, но очень услужливый. Не то что Номер Второй — вечно надутый, пуговицы сияют, и каждый час докладывает: "Корабль продолжает движение, капитан!", "Курс верный, капитан", "Давление кислорода в норме, капитан!"


&  — Сэр! — крикнул Номер Второй сквозь зубы (дело нелегкое, но за долгие годы упражнений он овладел этим искусством).

&  — Ну ты, подонок, что будешь пить?
    — Я бы выпил джиуана с таниксом, а ты, Артур?
    — Со льдом или без?!
    — Со льдом, пожалуй.
    — Лимон положить?
    — Если не трудно. А нет ли у вас таких маленьких сухариков? Знаете, с сыром?
    — Вопросы здесь задаю я!

&  Он повернулся и пошел в угол — упражняться в убийственных взглядах перед зеркалом.

&  Форд медленно опустил руки. Возмездия не последовало.

&  — Так приятно поговорить с умными людьми! А то мы все летим, летим и вот беда — начинаешь разговаривать сам с собой, а это скучно, потому что в половине случаев заранее знаешь, что услышишь в ответ.
    — Только в половине?
    — Да, приблизительно.

&  — Значит, мы вот-вот приземлимся?
    — Если мне не изменяет память, по программе мы должны не приземлиться, а врезаться.
    — Врезаться?
    — Да, так должно быть по плану. Для этого есть какая-то причина, очень важная, но я точно не помню какая.
    — Вы — куча никчемных придурков!!!
    — Вот-вот, — радостно сказал капитан, — это и есть та самая причина.

&  — Подлую шутку с нами сыграли. И почему люди не могут жить в мире и согласии?
    — Сорок два. Нет, ответ не подходит. Ну да ладно.

&  — Что?
    — Дело плохо.
    — А-а, — сказал Артур. Новость была не первой свежести.

&  Я думаю, что рыба вкусная, но, с другой стороны, я также думаю, что дождь мокрый. Так мне ли судить об этом?

&  Он взял со стола клочок бумаги и огрызок карандаша. Держа бумагу в одной руке, а карандаш в другой, он попробовал соединить эти предметы разными способами. Он подсунул карандаш под бумагу, потом бумагу под карандаш, потом расположил их рядом. Он попробовал завернуть карандаш в бумагу, потер бумагу тупым концом карандаша, затем острым. Острый конец оставил на бумаге след, и, сделав это открытие, человек обрадовался.

&  Он помолчал. Иногда он несколько дней не раскрывал рта — просто чтобы посмотреть, что из этого получится.

&  — Вы управляете Вселенной?
    — Стараюсь не делать этого. Вы промокли?
    — Разве не видно, что мы промокли?
    — Мне представляется, что промокли. Но возможно, вы на этот счет другого мнения. Если вы думаете, что в тепле сможете обсохнуть, заходите.
    — Как ваше имя?
    — Вы думаете, у меня есть имя? Стоит ли давать имя средоточию смутных сенсорных ощущений?
    — Мне надо задать вам несколько вопросов.
    — Прекрасно. Можете спеть моему коту.
    — Ему это понравится?
    — Спросите его.
    — Он разговаривает?
    — Не припомню такого. Но память моя ненадежна.
    — Итак, вы управляете Вселенной?
    — Трудно сказать.
    — Как давно вы этим занимаетесь?
    — А-а, это вопрос о прошлом?
    — Да.
    — Как же я могу вам ответить? Разве прошлое не есть фикция, придуманная для того, чтобы объяснить различие между непосредственным физическим ощущением и состоянием ума?
    — Вы на все вопросы так отвечаете?
    — Когда мне представляется, что я слышу вопрос, я говорю то, что придет в голову.
    Зафод рассмеялся:
    — За это дело стоит выпить! Молодец, правитель. Продолжай в том же духе.
    — Послушайте лучше меня. Ведь к вам прилетают люди?
    — Думаю, да.
    — И просят вас принять какие-то решения, вмешаться в их жизнь, во все, что происходит там, во Вселенной?
    — Там? Где это — там?
    — Там, — сказал Зарнивуп, показывая на дверь.
    — Откуда вы знаете, что там что-нибудь есть? Ведь дверь закрыта.
    — Но там же целая Вселенная! Вам не удастся уклониться от своих обязанностей, заявляя, что ее не существует!
    — Я принимаю решения только о том, что касается моей Вселенной. Моя Вселенная — это мои глаза и мои уши. Все прочее — не более чем слухи.
    — Неужели вы ни во что не верите?
    — Не понимаю, о чем вы.
    — Но те решения, которые принимаются здесь, в этой хижине, влияют на жизни и судьбы миллионов людей. Ведь это ужасно!
    — Право, не знаю. Я никогда не встречал всех этих людей. Я думаю, и вы их не встречали. Они живут лишь в словах, которые мы слышим. Безрассудно говорить, что нам известно что-либо о других. Только они знают о себе — если, конечно, существуют. У каждого из них своя Вселенная — свои глаза и уши.
    — Пожалуй, я выйду на минутку, — сказала Триллиан.
    — Так вы верите, что другие люди существуют?
    — Кто знает?.. У меня нет твердого мнения на этот счет.
    — Пойду взгляну, что там с Триллиан, — сказал Зафод и вышел. Догнав Триллиан, он сказал:
    — Кажется, наша Вселенная в надежных руках.
    — Да, — согласилась Триллиан.
    Между тем Зарнивуп продолжал задавать вопросы:
    — Неужели вы не понимаете, что от одного вашего слова зависит жизнь и смерть цивилизаций?
    — Я никак не связан с цивилизациями. Я не жесток.
    — Хорошо, откуда вам тогда известно, что существует этот кот?
    — Я не имею об этом ни малейшего понятия. Мне просто приятно вести себя соответствующим образом по отношению к тому, кто (или что?) представляется мне котом... Знаете, я, кажется, немного устал.
представляется мне котом... Знаете, я, кажется, немного устал.
    — А где мои спутники?
    — Какие спутники? — спросил правитель Вселенной.
    — Библброкс и эта девушка! Они только что были здесь.
    — Я их не помню. Прошлое — это фикция, придуманная для того...
    — Замолчите! — Зарнивуп бросился вон из хижины.

&  Правитель Вселенной дремал в кресле. Потом он очнулся, снова взял карандаш и бумагу и с удовольствием убедился, что первый оставляет след на второй. Снаружи до него доносились различные звуки, но он не знал, реальны они или нет. Потом он в течение недели рассказывал о чем-то столу, чтобы посмотреть, как тот будет реагировать.

&  Он поднял камень с буквой "К" и зашвырнул его в куст терновника, вспугнув кролика. Кролик бросился наутек и бежал до тех пор, пока не попался лисе. Лиса сожрала кролика, подавилась костью и сдохла на берегу ручья, после чего ее унесло потоком.
    Через неделю Форд Префект познакомился с девушкой ... и был безмерно огорчен, когда она внезапно скончалась, испив воды, отравленной разложившимися останками животного. Мораль этой истории проста: никогда не бросайте в терновник камней, на которых нацарапана буква "К". Увы, к этому совету слишком редко прислушиваются...

&  — "Чему равно произведение шести и семи". Ну, давай следующую букву.
    — Все, больше нет.
    — И это все?
    — Все.
    — Шестью семь — сорок два?
    — Только и всего.


  ... — Вряд ли она мне когда-нибудь снова понадобится.”



Путеводитель вольного странника (Автостопом по Галактике—1)
Жизнь, Вселенная и все остальное (Автостопом по Галактике—3)

Комментариев нет:

Отправить комментарий