6 сент. 2007 г.

Хольм ван Зайчик — Дело лис-оборотней

Плохих людей нет — 4

Хольм ван Зайчик Плохих людей нет 4 Дело лис-оборотней
  “Серое осеннее небо навалилось на Александрию Невскую. ...

My Да и Мэн Да, готовясь к аудиенции у князя, пришли к Учителю справиться о сообразном поведении.
    — Вы, Учитель, — сказал My Да, — непревзойденный знаток ритуала. Как, чтобы предстать перед князем наилучшим образом, следует дышать?
    Учитель ответил:
    — Так, как дышится.
    My Да спросил:
    — Не следует ли, чтобы казаться лучше и доказать свою почтительность, дышать чаще?
    Учитель ответил:
    — Этим ты докажешь только то, что ты прожорливый гордец, и князь тебя отринет.
    Мэн Да спросил:
    — Не следует ли, чтобы казаться лучше и доказать свою почтительность, дышать реже?
    Учитель ответил:
    — Этим ты докажешь только то, что ты трусливый скупец, и князь тебя отринет.
    — Неужели для дыхания нет ритуала, с помощью которого можно было бы казаться лучше и наглядно выразить свою почтительность? — спросили оба.
    Учитель ответил:
    — Мелкий человек озабочен тем, чтобы казаться лучше, а благородный муж озабочен тем, чтобы становиться лучше. Не может быть дыхания лучшего, нежели естественное. Для дел, подобных дыханию, нет лучшего ритуала, нежели быть таким, каков ты есть на самом деле.

Конфуций. "Лунь юй", глава 22 "Шао мао"

&  Культурность — прежде всего усилие, и ежели оно сызмальства не сделалось человеку свычным, даже внутренне потребным, потом уж обычная леность людская служит ему почти неодолимым препятствием.

&  Отсутствие подлинной воспитанности бросается здесь в глаза даже невнимательному наблюдателю. Человек с дорогим перстнем на пальце, одетый в прекрасный шелковый с узорочьем халат, может, например, в присутствии женщины произнести бранное слово или высморкаться прилюдно прямо в землю, после чего спокойно достать из рукава дорогой расшитый платок и утереть нос. Ежели человек повзрослел и заматерел в таком состоянии души, изменить его, как правило, уже нельзя. Разве что мудрое Небо вразумит так или иначе, смотря по вероисповеданию. Земным властям в эти духовные области путь заказан: насилие невместно, а увещевание — запоздало.

&  Каким бы ни уродился и ни стал человек — надо дать ему прожить жизнь так, как он хочет.
    Конечно, если он при том не вредит окружающим.

&  если у человека есть совесть, на ней всегда что-то лежит. Чистой совестью могут похвастаться лишь те, у кого совести нету вовсе.

&  Всяк знает, что последняя чарка лишняя, но никто не знает, какая чарка последняя...


&  еще Конфуций в двадцать второй главе "Бесед и суждений" особо подчеркивал, что в мире встречается столь кривое, испрямить каковое можно только наложив на него прямое и отрезав все, что торчит.

&  О чем на покое ни задумайся, все получится — о жизни; потому как когда думаешь торопливо и лихорадочно о кратких делах насущных — тогда о просто жизни, о вечной и вечно изменяющейся душе своей и подумать недосуг...

&  — Ох и настяжала же я нынче благодати! У отца Феодора взяла, у отца Перепетуя взяла, теперь вот у самого отца Киприана взяла — а еще полдня впереди!

&  Не может человек. Ну не может. О ледяные углы и грани этой невозможности раньше или позже изотрется до дыр и развалится в гнилую труху неприязни самое преданное, самое самозабвенное чувство. Любящий человек какие хочешь горы свернет, какие угодно бедствия претерпит, он может все — кроме одного-единственного: любить не так, как он любит.

&  — Шибко здоровым человеком вы никогда не были и никогда уже не сподобитесь быть, преждерожденный. Но сказано святым апостолом Павлом: из человеков избираемый для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что — обратите внимание! — потому что и сам обложен немощью. Так что с этим у вас все в порядке.

Скажи мне, что ты читаешь, — и я скажу тебе, чего ты хочешь…

&  — Не-е-е-ет... Да нет же! Это ведь шутка? Ну скажите, драгоценный преждерожденный, что это шутка? Я так люблю шутки! Знаете, как это — не пошутишь и не весело.

&  ...прерывать журналиста было несообразно. Пусть говорит. Если хочешь, чтобы человек был с тобой искренним — веди разговор о нем самом.

&  к Тени Учителя обращаться бессмысленно. Все очевидно, все ясно. В "Беседах и суждениях" недаром сказано: "Благородный муж мечтает о том, чтобы не нарушать закон и потому не подвергаться наказаниям; низкий человек мечтает о том, чтобы, если он нарушит закон, его бы простили". Или: "Почтительность, не оформленная правильными церемониями, порождает суетливость; осторожность, не оформленная правильными церемониями, порождает робость; смелость, не оформленная правильными церемониями, порождает смуту; прямота, не оформленная правильными церемониями, порождает грубость". Вот что сказала бы Тень Учителя.

&  Словом, ничего страшного не происходило. Разве что странное. Но ведь еще в двадцать второй главе "Бесед и суждений" сказано, что благородный муж относится к странностям окружающих с уважением, ибо что одному странно, другому понятней понятного.

&  Баг слушал. Он не вполне разделял изумленное возмущение юной Йошки. То есть все это было довольно странно и не очень привлекательно, но Баг повидал в своей жизни достаточно, чтобы понимать: если много людей живет именно так, а не иначе, значит, это неспроста. Значит, жить так им нравится и иначе они просто не могут. Даже один человек очень отличается от другого; а уж про культуры и говорить нечего.

&  — Отец Агапий, — стараясь говорить спокойно и не выказывать волнения, спросил Богдан, — а электронная связь в монастыре есть?
    Благочинный в ответ отрицательно покачал головой.
    — Зачем она нам, — мягко сказал он. — Мы живем, не торопимся... К Господу все успеют, а больше и волноваться в жизни не о чем, и спешить некуда.

&  ...большая статья весьма известного социолога Веба Вебмана "Его величество количество"... "Мы работаем так, что работа становится нашим главным смыслом жизни, главным удовольствием, главным предметом гордости и тщеславия, главным оправданием нашего существования в наших же собственных глазах. Мы исступленно бодаемся прибылью и успехом, словно олени — рогами; мы бодаемся создаваемыми нами или подвластными нам количествами все равно чего — сделанных открытий и написанных книг, выпитых бокалов бурбона и уложенных в постель сексуальных партнеров, проданных танков и проданных презервативов. У нас нет более мирного канала для реализации животных инстинктов агрессии и соперничества; количественный, материальный критерий, в отличие от качественных, духовных, по поводу которых мы нескончаемо спорим уже много тысячелетий и которые все равно для каждого свои, дает, как нам кажется, возможность для объективной оценки того, кто преуспел, а кто потерпел неудачу. Но в итоге получается, что почти вся наша работа посвящена производству и распределению все большего количества вещей, половина из которых никому, по сути, не нужна, ибо старые вещи, практически ничем не уступающие новым, могли бы служить нам еще три, пять, семь лет; а другая половина предназначена для того, чтобы мы могли хоть как-то поддерживать нашу работоспособность, здоровье и возможность продолжать свой род в условиях столь напряженной работы. Мы истощаем себя, в поте лица нескончаемо производя то, что затем позволяет нам превозмогать истощение. И это называется процветанием! И мы, в очередной раз восхитившись этим процветанием, лицемерно плачем потом о губительно быстром расходовании природных ресурсов, экологическом кризисе и информационном хаосе! Закрадывается мысль, что промежуточная, вспомогательная и даже вынужденная фаза процесса жизни каким-то образом стала для нас основной и уверенно вытесняет теперь все остальные". "Подумаешь, открыл Америку, — подумал Баг, с трудом продравшись через хоть и переведенный, но все равно оставшийся каким-то варварским текст, и с недоумением пожал плечами. — Еще Учитель не велел возвеличивать листья и пренебрегать корнями..."

&  Баг смотрел на лекаря с невольным восхищением; на глазах у честного человекоохранителя ордусская духовность вновь победила все препоны, вотще поставленные косной материей. Воистину, хотеть — значит мочь!

&  Добрая жена — счастливая доля, она дается в удел боящимся Господа!..

&  Феоктистова щель, подумал Богдан. Вся наша жизнь — Феоктистова щель. Делаешь то, что должен, то, что нужно, — но это всегда имеет теневые стороны и следствия, никогда не бывает иначе... и за отброшенные твоими поступками тени всегда грядет расплата.


  ... Тот повернулся к ней, и они понимающе переглянулись, разом будто помолодев на полтора десятка лет.”



Дело о полку Игореве (Плохих людей нет—3)
Дело победившей обезьяны (Плохих людей нет—5)

Комментариев нет:

Отправить комментарий